+7 (985) 767 95 75 (WhatsApp, Viber, Telegram)
+7 (495) 135 38 00 (многоканальный)

Публикуем полный текст статьи директора АНО «Право в экономике» Завойских Т.Ю. «Актуальные вопросы определения размера убытков в виде упущенной выгоды (на примере автотранспортного предприятия)»

Исполнение надлежащим образом принятых обязательств является базовым гражданско-правовым принципом взаимоотношений участников хозяйственного оборота, а одной из обеспечительных мер является возможность возмещения упущенной выгоды.
В отличие от реального ущерба, упущенная выгода означает потери от неполучения ожидаемых имущественных доходов, которые могли и должны были быть получены при надлежащем исполнении обязанным лицом взятых на себя обязательств. Одним из элементов состава гражданско-правового правонарушения в гражданском праве является причинно-следственная связь. Применение ответственности в виде возмещения убытков или вреда в случае ее отсутствия исключено.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Размер упущенной выгоды равен величине, на которую могло бы увеличиться, но не увеличилось имущество потерпевшего. При этом необходимо определить ту денежную сумму, получение которой поставило бы потерпевшую сторону в такую же финансовую ситуацию, как если бы договор был исполнен.
Отмечая конфликтный характер вопроса о взыскании упущенной выгоды, Л.Ф. Алексеева и А.В. Парфенова указывают, что «корректировка, оспаривание или просто уточнение в сторону уменьшения величины заявленной упущенной выгоды являются частыми явлениями при рассмотрении подобных споров в российской судебной практике».
До принятия Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 № 42-ФЗ порядок определения размера убытков в форме упущенной выгоды входил в противоречие с аргументами о невозможности точного экономического расчета в связи с использованием оценочных категорий и прогнозных показателей.
Изменение ст. 393 ГК РФ закрепило то обстоятельство, что величина подлежащих возмещению убытков в форме упущенной выгоды должна устанавливаться с разумной степенью достоверности.
В статье, вышедшей в 2006 году, А.В. Егоров отмечал, что «анализ судебной практики свидетельствует о двух тенденциях: во-первых, о том, что иски о взыскании упущенной выгоды удовлетворяются судами крайне редко, и, во-вторых, о том, что, несмотря на указанное обстоятельство предприниматели не оставляют попыток получить компенсацию понесенных потерь».
Вопросы возмещения упущенной выгоды нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». В данном Постановлении отмечается, «при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер».
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств», - истец вправе представлять любые доказательства возможности извлечения упущенной выгоды. Данная позиция повышает значимость института возмещения убытков и дает возможность потерпевшей стороне более эффективно отстаивать свои интересы.
В научно-методической литературе для расчета размера упущенной выгоды рекомендуется использовать Временную методику определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров, являющуюся Приложением к Письму Госарбитража СССР от 28.12.1990 № С-12/НА-225.
В п. 7 Временной методики указан следующий примерный перечень видов ущерба (убытков), используемых при определении размера ущерба (убытков), возникающих при уменьшении объема производства или реализации продукции (работ, услуг):
При этом, под увеличением условно-постоянных расходов в себестоимости продукции (работ, услуг) во Временной методике имеется ввиду увеличение не общих условно-постоянных расходов (величина которых не зависит от объема производства продукции/выполнения работ/оказания услуг и остается относительно постоянной), а увеличение расходов на единицу продукции, работ, услуг (то есть удельных условно-постоянных расходов), которые неизбежно возрастают по мере вынужденного сокращения объема производства и реализации продукции (работ, услуг). Это подтверждается порядком расчета упущенной выгоды, приведенном в примере №1 раздела IV Временной методики.
В п. 10 Временной методики приведен порядок расчета отдельных компонентов, составляющих убыток (упущенную выгоду) при уменьшении объема производства или реализации продукции (работ, услуг):
Таким образом, расчет убытка в виде упущенной выгоды при уменьшении объема производства или реализации продукции (работ, услуг) осуществляется по формуле:
УВ = TFC + Pr, (1)
где УВ - упущенная выгода,
TFC – (totalfixedcosts) общие постоянные издержки, относящиеся на долю не произведенных по вине контрагента изделий (работ, услуг),
Pr - недополученная прибыль.
Используя данную формулу, а также общепринятую в экономической теории формулу определения прибыли:
Pr = В – (TVC + TFC),
где В – выручка от реализации продукции (работ, услуг)
TVC – (totalvariablecosts) общие переменные издержки,
путем преобразования последней формулы в равенство вида:
Pr + TFC = В – TVC,
можно получить модифицированный (альтернативный) подход к расчету упущенной выгоды:
УВ = В – TVC, (2)
где В – недополученная из-за нарушенного контрагентом обязательства выручка,
TVC – (totalvariablecost) общие переменные издержки, сэкономленные (то есть фактически не осуществленные) в результате вынужденного сокращения произведенных изделий (работ, услуг), вызванного нарушением контрагентом своих обязательств.
В зависимости от наличия у потерпевшей стороны достаточного объема сведений о величине конкретных экономических показателей, используемых для расчета упущенной выгоды, осуществляется выбор одного из вышеперечисленных подходов, так как применение каждого их них даст одинаковый результат.
В качестве практического примера рассмотрим судебный спор, в котором определялся размер убытков в виде упущенной выгоды автотранспортного предприятия в связи с изменением маршрута перевозок пассажиров, вызванного неисполнением агентского договора по организации отправления пассажиров на объекте транспортной инфраструктуры и принятии провозной платы за выданные проездные документы пассажирам автобусов пригородных и междугородных маршрутов.
Для возмещения убытков требовалось рассчитать размер убытков автопредприятия в форме упущенной выгоды в результате сокращения объема оказанных услуг по перевозке пассажиров на основании действовавших в исследуемом периоде агентских договоров.
Для расчета упущенной выгоды, исходя из представленных перевозчиком документов, содержащих данные о величине выручки автопредприятия от оказания услуг по перевозке пассажиров по маршруту и суммах расходов по осуществлению данных перевозок, судебным экспертом использовался подход, описанный формулой (2), приведенной выше.
Согласно используемой методике, для расчета величины упущенной выгоды эксперт рассчитывал недополученную автопредприятием в исследуемом периоде выручку от реализации услуг по перевозке пассажиров по маршруту, а затем уменьшил ее на сумму переменных издержек, фактически не понесенных в результате уменьшения количества рейсов по данному маршруту в исследуемом периоде.
Сумма недополученной автопредприятием выручки была рассчитана по следующему алгоритму:
  1. Выбор периода экономической деятельности для сравнения.
  2. Расчет выручки от перевозки пассажиров по маршруту в выбранном для сравнения периоде.
  3. Расчет средней величины выручки за 1(один) рейс.
  4. Расчет суммы недополученной выручки (исходя из количества осуществленных рейсов без перевозки пассажиров и средней выручки за 1 рейс с перевозкой пассажиров).
Выбор периода экономической деятельности для сравнения обусловлен одними и теми же рыночными условиями – интенсивностью пассажиропотока, стоимостью билетов, величиной расходов, приходящихся на один рейс, рентабельностью деятельности.
Документы, представленные потерпевшей стороны, должны давать возможность уточнить принятые стороной меры для получения доходов (упущенной выгоды) и сделанные с этой целью приготовления, а также оценить возможности её извлечения.
В связи с тем, что правовое значение имеет реальность приготовлений истца к получению дохода, а именно наличие условий для извлечения дохода, достижение соглашений с контрагентами, приобретение лицензий и т. д., при расчете суммы упущенной выгоды необходимо учитывать результаты экономико-правового анализа при моделировании конфликтной ситуации.
Расчет выручки от перевозки пассажиров по маршруту в выбранном для сравнения периоде потребовал проведения анализа имеющихся в материалах дела актов об оказании услуг, отчетов по перевозкам, данных по расчетам автопредприятия, выписок из диспетчерского журнала, а также агентских договоров и иных документов, устанавливающий размер агентского вознаграждения.
Расчет средней выручки за рейс осуществлен экспертом раздельно по каждому классу транспортных средств в целях снижения погрешности, вызванной различной вместительностью автобусов разных классов.
Сведения о количестве рейсов, выполненных транспортными средствами различных классов, получены экспертом в результате анализа путевых листов, посадочных ведомостей и выписок из диспетчерского журнала.
Размер средней выручки за 1 (один) рейс рассчитан путем деления общей суммы выручки за исследуемый период на количество рейсов за этот период по каждому классу транспортных средств.
В соответствии с используемой методикой, в качестве упущенной выгоды принимается недополученная в исследуемом периоде выручка от оказания услуг по перевозке пассажиров, уменьшенная на сумму сэкономленных (фактически не понесенных) переменных издержек (расходов), относимых на не осуществленные в связи с сокращением расписания рейсы.
Исходя из экономической сущности деятельности автопредприятия - оказание услуг по перевозке пассажиров автобусами, к переменным издержкам (то есть издержкам, величина которых зависит от объема оказанных услуг, в частности, от количества осуществленных рейсов, связанных с перевозкой пассажиров), которые перевозчик смог бы сэкономить в результате вынужденного сокращения количества рейсов, относятся:
Остальные расходы, связанные с осуществлением деятельности перевозчика (арендная плата за помещения и транспортные средства, лизинговые платежи, оплата коммунальных услуг, обслуживание банковского счета, заработная плата административного и обслуживающего персонала и иные общехозяйственные расходы), являются постоянными и не изменяются в зависимости от объема реализованных услуг по перевозке пассажиров, т.е. размер упущенной выгоды определялся с учетом разумных затрат, которые автопредприятие должно было понести для извлечения данного дохода. Этот подход, на наш взгляд, в полной мере соответствует критерию разумности, степени достоверности расчета убытков и подтверждает непосредственную причинно-следственную связь между фактом причинения вреда и действием (бездействием) его причинителя.
 

Нам доверяют