+7 (985) 767 95 75 (WhatsApp, Viber, Telegram)
+7 (495) 135 38 00 (многоканальный)

Вопросы эксперту-строителю.

 
Вопрос: Правомерно ли неприменение Заказчиком в сметной документации зимних удорожаний при планируемой работе круглый год?
Ответ:
Обращаем Ваше внимание, что дополнительные затраты при выполнении строительно-монтажных работ в зимнее время определяются в соответствии с нормами «Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время» ГСН 81-05-02-2007.
Согласно п. 3 Технической части Раздела I «Сметные нормы по видам строительства» ГСН-81-05-02-2007:
«Нормы настоящего Раздела являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы применяются круглогодично независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство.
Исключение составляют объекты, строительство которых заказчиком предусматривается осуществить только в летний период. В этом случае нормы настоящего Раздела при составлении сметной документации и расчетах за выполненные строительно-монтажные работы не применяются».
Если продолжительность выполнения строительно-монтажных работ составляет год и более, то у Заказчика нет законных оснований не включать в сметную документацию дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время.
 Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время не включаются в сметную документацию только в том случае, если работы выполняются в теплое время года. Но при этом следует понимать, что в случае выполнения строительно-монтажных работ в холодное время года, нормы зимних удорожаний в сметной документации должны приниматься по разделу II «Сметные нормы по конструкциям и видам работ» ГСН-81-05-02-2007.
 
Вопрос: В соответствии с какими нормативными документами определятся лимит средств на содержание Заказчика?
Ответ:
Нормативы затрат на содержание Заказчика, утвержденные на федеральном уровне, в настоящее время отсутствуют.
Нормативы расхода Заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяются на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №468. Это единственный документ федерального уровня по данному вопросу.
При строительстве (реконструкции), осуществляемом без привлечения средств федерального бюджета, указанный порядок носит рекомендательный характер.
Обращаем внимание на то, что применять данный норматив для определения затрат на содержание Заказчика в целом, представляется не верным, так как строительный контроль является не единственным направлением деятельности Заказчика.
Для организаций финансирование которых осуществляется из других источников, необходимо рассчитывать затраты на содержание Заказчика при строительстве каждого объекта, либо разработать нормативы затрат на региональном или отраслевом уровне.
При первом подходе, расчёт затрат определяется методом калькулирования на основании Методического пособия по расчету затрат на Заказчика-застройщика, введенного в действие письмом Минстроя России от 13 декабря 1995 г.
Другой подход предусматривает разработку нормативов затрат, учитывающих отраслевую и корпоративную специфику Заказчика и возводимых объектов.
 
                Вопрос: Кто должен нести затраты по консервации объекта?
Ответ:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 802 утверждены «Правила проведения консервации объекта капитального строительства».
Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства или в случае необходимости приостановления строительства объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Согласно п. 4. Общих положений «Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик)».
Если Заказчик решил приостановить строительство объекта без проведения его консервации, то расходы Подрядчика по охране объекта на период приостановки строительства Заказчик должен оплатить за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты или за счет сэкономленных средств по другим статьям затрат.
               
                Вопрос: При выполнении земляных работ по засыпке грунтом траншей и пазух котлованов, правомерно применять расценку для грунтов на одну группу ниже?
                Ответ:
В п.п. 1.1.28 и 1.1.56 Общих положений ГЭСН части 1 «Земляные работы» сказано:
«1.1.28. Разработку машинами ранее разработанных или разрыхленных грунтов следует нормировать: при работе экскаваторов по нормам для грунтов на одну группу ниже (грунты 2 по 1; 3 по 2; 4 по 3); при работе скреперов, бульдозеров, грейдеров и грейдер-элеваторов - по тем же группам грунтов.
1.1.56. Для определения затрат на ручную разработку ранее разрыхленных не слежавшихся грунтов 2+4 группы следует применять нормы на одну группу ниже, а для грунтов 5+7 группы - нормы 4 группы».
Таким образом, работы по обратной засыпке траншей и пазух котлованов ранее разработанным грунтом следует нормировать: при работе экскаваторов- на одну группу ниже, при работе бульдозера - по той же группе грунтов, при засыпке вручную – на одну группу ниже.
 
                Вопрос: При расчетах за выполненные работы, стоимость которых определялась ресурсным методом, фонд оплаты труда принимать для федерального или регионального уровня?
Ответ:
Ответ на вопрос содержится в приведенном ниже письме Госстроя России от 01.04.2004 № 10-250.
ПИСЬМО Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) от 1 апреля 2004 г. № 10-250 
«Об оплате труда рабочих строителей»
Управление ценообразования по поставленным вопросам разъясняет.
При ресурсном методе составления сметной документации размер фонда оплаты труда рекомендуется принимать на региональном уровне.
При привлечении иностранных фирм размер фонда оплаты труда иностранных рабочих устанавливается в контракте на строительство с учетом конкретных условий строительства. Размер фонда оплаты труда определяется расчетом и применяется по согласованию с заказчиком.
Исходя из практики строительства с участием иностранных фирм, общий размер поправочного коэффициента может составлять 1,6 к тарифной ставке, действующей на территории субъекта Российской Федерации.
Начальник Управления В.А. Степанов
 
Вопрос: Что представляет собой сметная цена на материалы по новым методикам?
Ответ:
Минстрой России изменил понятие «сметная цена» строительного материала.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 1001/пр была введена в действие с 1 февраля 2017 года «Методика определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства». Помимо этого документа, с 31 марта была введена в действие «Методика применения сметных цен строительных ресурсов», утвержденная приказом ведомства от 8 февраля 2017 г. № 77/пр.
Данные методические документы изменяют подход к определению сметной цены материального ресурса и учета ее в сметной документации.
Ранее расчет сметной цены материала, включаемой в сметную документацию в составе единичной расценки, либо отдельной позицией, опирался на положения «Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (МДС 81-2.99).
Согласно МДС рассматриваемая сметная цена на материал формировалась на основе составляющих ее элементов:
отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ в составе единичных расценок на строительно — монтажные и ремонтно-строительные работы);
заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.
Согласно «Методике определения сметных цен на материалы…» теперь сметные цены должны будут определяться на основании информации об отпускных ценах на материалы, изделия, конструкции и оборудование (далее – материалы). При этом, если материал является отечественного производства, то отпускная цена включает в себя стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии таковых), стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования), а также затраты на погрузку продукции на транспортные средства у склада производителя.  При зарубежном производстве материала его отпускная цена дополнительно должна учитывать затраты на доставку продукции до склада поставщика на территории Российской Федерации, погрузку на транспортные средства у склада поставщика, а также затраты на уплату пошлин, налогов и сборов, другие таможенные расходы в установленном порядке.
Реальное применение и исполнение двух указанных выше методик со стороны разработчиков сметной документации возможно только тогда, когда полноценно и в полном объеме заработает Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС) и все те изменения, которые были внесены в Градостроительный Кодекс Российской Федерации летом 2016 года.
 
Вопрос: Допустимо ли несоответствие акта приемки выполненных работ локальной смете?
Ответ:
Акт приемки выполненных работ составляется на основании локальной сметы. В акте приемки выполненных работ (форма № КС-2) могут быть показаны не все работы, которые содержатся в локальной смете, так как в акт приемки выполненных работ (форма № КС-2) вносятся только работы, выполненные за определенный период времени.
Но при этом, работы, которые сметой не предусмотрены, в акт не включаются.
Для работ, не учтенных локальной сметой, но подлежащих выполнению, составляется дополнительная смета, в которой данные работы учтены. При необходимости заключается дополнительное соглашение к договору подряда.
По дополнительной смете, так же, как и по основной, составляется акт приемки выполненных работ (форма № КС-2).

Нам доверяют